Если вы:
То, скорее всего, вы уже задумывались, а не выйти ли на маркетплейсы. С чего же следует начать?
И самым первым шагом становится выбор площадки, которая подойдёт именно вам. Можно начать как с одной площадки, так и с нескольких. Никаких правил единого поставщика у площадок не существует. Для определения стратегии необходимо рассмотреть и сравнить все возможные варианты.
Площадки можно условно разделить на универсальные и нишевые. Универсальные – онлайн магазины, в которых можно купить чуть больше, чем всё. Будь то вечернее платье или сироп от кашля. Это такие площадки, как Wildberries, Ozon, AliExpress, Яндекс.Маркет, СберМегаМаркет. Они давно зарекомендовали себя как лидеры рынка. Покупатель приобретает несколько товаров у разных продавцов, но в одном месте. Площадки обеспечивают достаточное сильное рекламное продвижение, поэтому поток покупателей у них невероятно высок.
Но, возможно, ваш продукт выгоднее выставлять на маркетплейсе, который “заточен” под продажу конкретной категории товаров, так называемые нишевые площадки. Некоторые предприниматели утверждают, что переход в узкие ниши выгоден для начинающих продавцов. Их основная задача: сконцентрироваться на одном сегменте аудитории и предоставить им лучший ассортимент и цены. Такие площадки концентрируются не на количестве предлагаемого товара, а на его качественных характеристиках. Все сотрудники нишевых площадок эксперты в своей области, вплоть до консультантов технической службы. Одна из их важнейших задач - помочь покупателю выбрать наиболее подходящий ему товар. Например, Леруа Мерлен, ВсеИнструменты, Lamoda.
Внимание! Рассмотрите те маркетплейсы, которые максимально полно удовлетворяют вашей аудитории и ее охвату.
Рассмотрев все известные площадки, составьте список из наиболее интересных. Теперь обратим внимание на те условия, которые предлагают площадки, и насколько они подойдут именно нам.
Сразу оговоримся, что данные и цифры, приведенные в статье, актуальны на момент написания статьи. Площадки оставляют за собой право менять свои условия.
Несмотря на то, что универсальные маркеты продают практически все, надо представлять, на какой из площадок ваш товар будет продаваться лучше и иметь наибольший спрос. Например, Ozon предлагает такую статистику.
Многие упускают этот шаг, полагаясь на свою интуицию или субъективные знания о рынке. Но на самом деле выбор ниши и базовый маркетинговый анализ — наиболее важные шаги в старте продаж.
Обратите внимание! Для товаров, для которых это является обязательным, необходимо предоставлять сертификаты соответствия, декларации или иные документы, подтверждающие их подлинность и качество, например, витамины, БАДы, спортивное питание.
Убедитесь, что ваша компания соответствует требованиям площадки. Многие площадки работают только с зарегистрированными юридическими лицами. Не оформляя никакого дополнительного статуса, заниматься продажей можно через так называемые классифайды, например, через сайты объявлений Авито, Юла.
Основная статья дохода каждого маркетплейса – комиссионные. Чтобы не остаться без прибыли, стоит сразу рассчитать примерный объем продаж, стоимость продукции с учетом всех комиссионных и накладных расчетах. Объём комиссии может изменяться в широком диапазоне и зависеть от многих факторов: конкретного магазина, категории товара и др. Алиэкпрес берет комиссию от 5 до 8%, Wildberries снизил комиссию с 38% до 19%, чтобы привлечь партнёров малого и среднего бизнеса. В некоторых случаях комиссия маркетплейса может доходить до 40%. Некоторые площадки не имеют фиксированного порога оплаты, а расчет стоимости производится исходя из определенных показателей. У многих площадок процент соответствует категории товара. Например, категория обувь на Алиэкпрес попадает под 5 % комиссии, а у СберМегаМаркета под 15%.
Обратите внимание! Проверьте всю экономику до начала продаж, на многих площадках есть свои калькуляторы.
Очень важно ознакомиться с географией маркетплейса, в какие города или страны продает площадка. Например, Wildberries продает в Израиле, Германии, России, Армении, Беларуси, Киргизии, Словакии, Казахстане. А Алиэкпресс охватывает больше 200 стран, работает на 18 языках. География Яндекс.Маркет онлайн-магазина ограничивается Россией, есть возможность заказать доставку Почтой РФ.
Перед выходом на маркетплейс следует рассмотреть всю информацию по нахождению его складов и распределительных центров в случае, если вы планируете осуществлять торговлю со склада площадки. Логистика зачастую рассчитывается от дальности и габаритов грузов. Необходимо это просчитать и убедиться, что доставка вашего товара, с учетом скидок самой площадки и комиссионного вознаграждения, не оставит вас без прибыли.
Например, на сайте Яндекс.Маркета есть калькулятор.
Если укрупнить, то существует условно две схемы продажи: продажа со склада маркетплейса и со своего склада.
Продавайте с собственного склада, если:
Продавайте со склада маркетплейса, если:
У разных площадок схемы доставок представлены в нескольких вариантах. Например, Яндекс.Маркет предлагает свои 4 схемы:
А Ozon предлагает такие условия:
Обратите внимание! Практически у всех площадок есть жёстко выделенное время доставки. Например, у Ozon на сайте написано: «Мы рассчитываем нагрузку на склады и исходя из этого обеспечиваем необходимым количеством сотрудников. Приезжайте на склад в рамках выбранного тайм-слота, чтобы мы могли принять вас вовремя и не задерживать следующего продавца.
Выбор площадки и схемы продаж для электронной торговли, действительно не самая простая задача. Но подойдя к ней серьезно либо обратившись за консультацией к профессионалам можно минимизировать риски ошибок и заложить фундамент для активного роста ваших продаж на маркетплейсе.